тел. +7 (499) 269-70-05

ул. Матросская Тишина

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ)

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) – синонимы – гиперкинетический, гипердинамический синдром. Характеризуется двигательным беспокойством, расторможенностью, импульсивностью и нарушением внимания, что затрудняет адаптацию ребенка в школе и снижает его успеваемость. СДВГ относится к расстройствам поведения, которые начинаются преимущественно в детском возрасте, чаще всего, в первые 5 лет жизни ребенка и проявляются более, чем в одной ситуации.

Установлено, что СДВГ сочетается с незрелостью мозговых структур, причиной которой может быть множество факторов: отягощенная наследственность, осложненное течение беременности и родов у матери (хроническая внутриутробная гипоксия плода, внутриутробные инфекции, родовые травмы и т.д), в результате чего мозг ребенка не получает нужного количества питательных веществ (главным образом, кислорода) для полноценного развития.

Нарушение внимания проявляется тем, что ребенок не способен удерживать внимание на деталях, с трудом может сохранять концентрацию внимания во время выполнения каких-либо заданий или во время игр, не в состоянии справиться до конца с выполнением уроков, домашней работы. Испытывает сложности при самостоятельной организации выполнения заданий. При выполнении действий, которые требуют длительного сохранения умственного напряжения, высказывает недовольство, всячески пытается избежать подобную деятельность. В процессе выполнения заданий постоянно отвлекается на какие-либо несущественные стимулы. Такие дети забывчивы в повседневных ситуациях, часто теряют вещи, необходимые в школе и дома (например книги, карандаши, школьные принадлежности). Во время уроков вызывают недовольство у учителей, т.к. создается впечатление, что ребенок не слушает обращенную к нему речь.

Гиперактивность заключается в том, что подобный ребенок часто находится в постоянном движении (не зря их называют «дети с моторчиком»). Двигательная активность чаще всего носит бесцельный характер: бегает, прыгает, крутится, вертится, пытается куда-то залезть, причем в таких ситуациях, когда это неприемлемо. Во время уроков очень болтлив, может встать с места, наблюдаются движения в кистях, стопах, сидя на стуле, крутится, вертится по сторонам, отвлекая тем самым окружающих. Отвечая на вопросы, такие дети часто выкрикивают, не задумываются, не выслушивают до собеседника до конца. В различных ситуациях, где нужно проявить сдержанность и усидчивость, не могут дождаться своей очереди. Часто вмешиваются в игры, беседы других людей. У таких детей практически не развито чувство самосохранения, в опасных ситуациях они ведут себя безрассудно, не задумываясь о возможных последствиях.

СДВГ проявляется не только в детском возрасте, он имеет свое значение и в подростковом, и в юношеском периоде и даже у взрослого человека, что проявляется, главным образом, трудностями в освоении среднего и высшего образования, нарушением взаимоотношений с окружающими людьми, с трудом удерживаются на одном месте работы длительное время, постоянно нуждаются в смене деятельности.

Лечение СДВГ должно иметь комплексный подход. В нем принимает участие множество специалистов (врач-психиатр, психотерапевт, психолог, дефектолог, педагог), которые совместно разрабатывают лечебно-реабилитационную стратегию. Медикаментозное воздействие направлено на устранение причин синдрома и его психопатологические проявления. Выбор лекарственных препаратов определяется структурой поведения ребенка – от психостимуляторов до антидепрессантов, транквилизаторов и седативных нейролептиков. Психокоррекционная и педагогическая работа представляет собой комплекс развивающих игр, позволяющих воздействовать на отдельные составляющие синдрома гиперактивности, направленные, прежде всего, на формирование усидчивости и повышение концентрации внимания. Поведенческая терапия реализуется воспитателями и родителями (в форме поощрения, наказания, принуждения и вдохновления), когда взрослые передают ребенку ответственность за принятое решение. 

Система Orphus